С учетом требований сегодняшнего дня надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры.
Активизации этой работы способствовало создание в штате прокуратуры области в феврале 2008 года специализированного отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Надзор за исполнением указанного законодательства стал носить системный характер.
В результате проделанной работы в 2011 году было выявлено свыше четырех тысяч нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции.
По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования приведены в соответствие с действующим законодательством свыше 200 номативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления области с исключением из них коррупциогенных факторов; привлечено к дисциплинарной ответственности свыше 400 должностных лиц органов власти и местного самоуправления области, территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти; 13 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Только по материалам прокурорских проверок возбуждено 18 уголовных дел коррупционной направленности.
Органами прокуратуры была проведена ревизия действующего антикоррупционного законодательства на муниципальном уровне. В результате выяснилось, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органами местного самоуправления не проводилась, и зачастую даже не был определен порядок ее проведения.
Была проанализирована практика реализации областной программы «Противодействие коррупции в Белгородской области на 2010-2012 годы», принятой правительством области в январе 2010 года по инициативе органов прокуратуры, а также практика реализации эффективности целевых программ органов местного самоуправления, принятых во исполнение указанного постановления. О выявленных недостатках и нарушениях закона проинформирован губернатор области, главы муниципальных образований.
Противодействие коррупционным проявлениям осуществляется органами прокуратуры во взаимодействии с органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Всего в 2011 году прокуратурой области было проведено более 350 проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах государственной власти, местного самоуправления и иных организациях. В ходе данных проверок обращалось особое внимание на профилактику коррупционных проявлений, их своевременное выявление и пресечение.
Выявленные в ходе осуществления надзорных мероприятий нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе и в сфере противодействия коррупции касались, в основном, обязанности предоставления муниципальными служащими полных и достоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Выявлялись также факты несоблюдения государственными и муниципальными служащими требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, при котором личная заинтересованность чиновника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих служебных обязанностей, а также причинить ущерб законным правам граждан, организаций, общества и государства.
Так, начальник управления по контролю за соблюдением прав потребителей в сфере ЖКХ администрации города Белгорода являлся одновременно председателем правления товарищества собственников жилья, что не позволяло ему беспристрастно исполнять свои служебные обязанности.
Заместитель главы администрации Корочанского района в силу занимаемой должности контролировал ремонт многоквартирных домов с использованием субсидий из областного и федерального бюджетов, перечисленных на счет одного из закрытых акционерных обществ. Вместе с тем, один из учредителей этой коммерческой организации являлся его родственником. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии конфликта интересов в деятельности муниципального чиновника, который в нарушение требований федеральных законов «О муниципальной службе РФ» и «О противодействии коррупции» не принял мер к его предотвращению. По представлению прокурора муниципальный служащий привлечен к дисциплинарной ответственности, а его родственник произвел отчуждение принадлежащих ему акций.
Прокуратурой Красненского района были выявлены нарушения антикоррупционного законодательства в действиях главы администрации одного из сельских поселений, которая организовала проведение свадьбы своего сына в помещении школьной столовой. При этом услуги пользования указанным помещением были получены ею в индивидуальном порядке и безвозмездно. Данными действиями были также нарушены и требования закона об обеспечении безопасности школы и школьного имущества, так как в помещение школьной столовой получили свободный доступ посторонние лица, которые употребляли в недозволенном месте крепкие спиртные напитки.
Высокий коррупционный риск в сфере бюджетных правоотношений был выявлен Старооскольской городской прокуратурой, которая установила, что одному из обществ с ограниченной ответственностью была незаконно предоставлена муниципальная гарантия на сумму 36 млн. рублей. Данное общество было не вправе получить гарантию, так как имело задолженность по налогам и сборам в сумме более полумиллиона рублей. Прокуратурой городского округа по данному факту внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Прокуратурой области проводится постоянная работа по активизации деятельности правоохранительных органов области, участвующих в противодействии коррупционным проявлениям.
На координационном совещании руководителей правоохранительных органов области в сентябре 2011 года была дана принципиальная оценка деятельности правоохранительных органов и аппарата прокуратуры области на указанном направлении работы, внесены соответствующие коррективы в работу всех правоохранительных органов.
В текущем году на территории области возбуждено 257 уголовных дел коррупционной направленности. Активизировано противодействие взяточничеству: выявлено 48 преступлений по фактам получения взятки ( ст. 290 УК РФ ), 28 преступлений по фактам дачи взятки ( ст. 291 УК РФ ).
Одним из основных направлений противодействия коррупции является работа по выявлению и пресечению фактов коррупции в правоохранительных органах, поскольку коррупция в данных ведомствах не только дискредитирует в глазах общественности авторитет всех правоохранительных органов, но и создает внутри самих органов правопорядка питательную среду для коррупционных проявлений.
В 2011 году возбуждено 24 уголовных дела в отношении сотрудников правоохранительных органов области. Признаны судом виновными в совершении должностных преступлений заместитель начальника СОБРа Белгородской таможни, исполняющий обязанности начальника ОБЭП УВД по городу Старый Оскол и др.
Привлекались к уголовной ответственности за взяточничество и преподаватели высших учебных заведений. Так, в октябре 2011 года был вынесен обвинительный приговор в отношении доцента кафедры общетехнических дисциплин Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, который признан виновным в получении взяток и служебных подлогах.
Среди причин и факторов, способствующих коррупции, можно отметить отсутствие формируемого на конкурсной основе кадрового резерва, в частности, для поступления на службу в органы внутренних дел; изначально деформированную мотивацию при поступлении на отдельные должности с высоким коррупционным риском.
Несмотря на сложность выявления коррупционных проявлений, органами прокуратуры во взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления и правоохранительными органами продолжает проводиться работа в этом направлении. Методы борьбы с коррупцией постоянно совершенствуются и становятся все более эффективными, о чем свидетельствует возрастающее с каждым годом количество выявленных нарушений.
Коррупция - национальная проблема, и очевидным является тот факт, что борьба с нею является общим делом для всех граждан нашего государства.
Прокуратура области готова принять сообщения граждан об известных им фактах коррупции в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Обращение будет рассмотрено органами прокуратуры области либо иными уполномоченными государственными органами при соответствующем контроле со стороны прокуратуры.